Основные изменения ст. 138 НК РФ, вступающие в действие с 01 января 2014 г.

Новым законодательным актом, а именно Федеральным законом № 153 – ФЗ, внесены очень нужные и полезные поправки в первую часть НК РФ. Касаются они теоретического понятия «жалоба» и «апелляционная жалоба».

Кроме того, поменялся алгоритм процедуры и сроки для подачи всех видов жалоб на налоговиков. Статья 138 главного налогового документа регламентирует процедуру по обжалованию вынесенных налоговой инспекцией решений. Подать жалобу налогоплательщик, кроме всего прочего, может на определенные действия должностных лиц налогового органа или их бездействие в нужный момент. Подлежащие обжалованию налоговые акты должны обладать ненормативным характером. Обжаловать вынесенные решения и поведение сотрудников налоговой инспекции можно двумя путями – обратившись в вышестоящий орган (налоговый) или в суд.

Статья 138-я Налогового кодекса претерпела сильные изменения, практически полностью поменялась ее трактовка. Теперь стало ясным что представляет собой жалоба в общем и апелляционная – в частности. До этого подробных понятий этих терминов не было, лишь косвенные упоминания.

Основные понятия

Под жалобой следует понимать письменное обращение определенного лица (юридического или физического) к налоговому органу по поводу обжалования актов этого налогового органа, уже вступивших в силу. Акты эти должны носить ненормативный характер. Обжалованию могут быть подвержены также действия либо бездействие сотрудников налогового органа. Обязательное условие – податель жалобы должен быть уверен в нарушении своих прав, вызванном налоговым актом и поведением налоговых сотрудников.

Справочно

Апелляционная жалоба – вид письменного обращения определенного лица к налоговому органу по поводу обжалования следующих актов: решение, вынесенное налоговым органом, о привлечении к ответственности налогового правонарушителя; решение об отказе, вынесенное налоговым органом на основании ст. 101 Налогового кодекса Росси. Обязательным условием подачи апелляционной жалобы является уверенность лица, ее подающую, в нарушении своих прав вследствие обжалуемого решения.

Введение точных формулировок позволило ограничить диапазон действия жалобы апелляционного характера. Ее подача теперь возможна лишь в отношении камеральных и выездных проверок, решения по которым выносятся в соответствии со ст. 101 НК России. Стоит подробнее остановиться на основных различиях новых и старых правил.

Принимающий жалобы орган

Теперь принятием жалоб на решения, а также действия или бездействия должностных лиц налоговой службы занимаются две инстанции – суд и вышестоящий налоговый орган. До этого обжалованием занимались еще вышестоящие должностные лица. С принятием новых разъяснений в НК возможность как-то влиять на рассмотрение жалобы вышестоящим должностным лицом той инспекции, на которую непосредственно жалуется гражданин, исключена. Эта мера позволит увеличить объективность незаинтересованных лиц при рассмотрении поданных жалоб.

Схема действия.

Закон № 153-ФЗ достаточно четко прописал всю последовательность прохождения жалоб по инстанциям. До этого можно было одновременно подать жалобы и в суд, и в вышестоящую налоговую инстанцию. Все решения, которые принимались в соответствии со ст. 101 НК России, обжаловались в суде лишь после подачи налогоплательщиком жалобы в вышестоящую налоговую организацию.

В настоящее время произошло установление единой иерархии. Для обжалования решений налоговых служб, а также поведения ее сотрудников, предварительно необходимо обжаловать их в вышестоящей налоговой инспекции. В случае, когда в установленный законом срок вышестоящий налоговый орган не принял никакого решения по жалобе (в т.ч. апелляционной), налогоплательщик может идти в суд без документа с результатами предварительного обжалования.

Для подачи жалобы в суд установлен определенный срок, который исчисляют со дня вынесения решения вышестоящей налоговой инспекции. Не обязательно дожидаться последнего дня этого срока, чтобы подавать жалобу в судебную инстанцию.

Важные детали.

Обжалованию в суде подлежат лишь те налоговые решения, которые прошли обжалование в вышестоящей налоговой инстанции. Если в течение нормативного срока (срок, установленный законодательством России для принятия решения) решение по поданной в вышестоящий орган жалобе не принято, можно смело идти с жалобой в суд. Сроки вынесения решения по жалобам прописаны в комментариях к статье 140 Налогового кодекса РФ. В статье 138-й до последних изменений не было столь полного освещения вопроса, касающегося понятий жалоб и процедуры их подачи, рассмотрения и перемещения между инстанциями. Абзацы 1 и 2 п.п. 2 и 3 ст. 138 НК РФ вступают в действие с некоторыми ограничениями, оговоренными в Федеральном законе №153-ФЗ. Описанный выше порядок подачи и рассмотрения жалоб действует до 1 января будущего года лишь по решениям, которые приняты по результатам камеральных и выездных проверок. После 1 января 2014г. данный порядок будет распространяться на все налоговые акты ненормативного характера, а также поведение (действия или бездействие) работников налоговых служб.

279,1}