Отказаться добровольно

Чайлдфри – новое движение в современном обществе, главной идеей которого является добровольный отказ от деторождения. Этот термин английского происхождения дословно переводится как «свободный от детей». Здесь подразумевается распространение идеи бездетной жизни именно среди здоровых молодых людей, а не среди пациентов с диагнозом бесплодие.

читайте также

У психологов противоречивое отношение к приверженцам чайлдфри: с одной стороны, они не пропагандируют свои идеи и не занимаются агитацией, поэтому не создают видимую социальную угрозу; с другой стороны, их поведение идет в разрез с биологическим инстинктом продления рода. Считать нежелание рожать и воспитывать детей психологическим отклонением или последствием детской психологической травмы – специалисты однозначно ответить пока не могут. Однако популярность движения среди молодежи только растет, поэтому потребность в глубоком исследовании данного поведения обязательно возникнет.

Что же говорят сами сторонники чайлдфри на вопрос «почему не хотите иметь детей»? Социологический опрос выделил следующие основные причины:

читайте также

– стремление самореализоваться в жизни, находиться в постоянном самосовершенствовании и саморазвитии;

– боязнь потерять связь и взаимопонимание с близким человеком;

– неготовность взять на себя социальную ответственность за содержание и воспитание ребенка;

– эгоистические аспекты, связанные с привязанностью к малышу, с потерей свободы распоряжаться своим временем, с необходимостью разгадывать желания и терпеть капризы;

– личные страхи не состояться как родитель или обречь еще одну личность на страдания в несправедливом мире;

– отсутствие явного материнского инстинкта.

Разумеется, это далеко не все возможные причины. Очень часто человек объясняет свою позицию не какой-либо одной причиной, а совокупностью нескольких жизненных принципов.

Конечно, рождение ребенка в любой семье и для любого здравомыслящего человека ассоциируется с серьезными переменами в жизненном укладе, в распорядке дня, в эмоциональном состоянии. Никто не станет отрицать необходимость посвятить большую часть своего времени и сил новорожденному малышу, а остаток жизни потратить на переживания, волнения и радость за свое чадо. Однако не все видят в этом что-то отталкивающее и отрицательное и далеко не все решают навсегда огородить себя от этих перемен.

Феномен чайлдфри непонятен не только психологам и социологам, но и самим участникам движения. Можно ли относиться к нему как к новому витку в эволюции «мыслящего» человека, если его принципы противоречат физиологической природе человека? Сами сторонники движения чувствуют себя вполне комфортно и не просят о помощи. Но не так ли ведут себя животные в вольере зоопарка, отказываясь от воспроизводства потомства? Возможно, окружающий нас мир становится непригодным для существования, и человечеству грозит вымирание?

Идеи чайлдфри на первый взгляд выглядят сформированными и рациональными. В то же время это движение только зарождается и лишь начинает принимать четкие очертания. В российском обществе появляются клубы и сообщества сторонников чайлдфри, преимущественно в Интернете. Перерастет ли «свобода от детей» в «ненависть к детям», можно только гадать. Истина в том, что рождение ребенка – личное дело каждого, никто не может запретить или заставить рожать.