Онлайн под стук колес

Российские железные дороги стараются идти в ногу с техническим прогрессом. Уже скоро в пассажирских поездах всех направлений появится дополнительная платная услуга – доступ пассажирам к услугам интернет-ресурсов.

Осуществлять введение новшества в жизнь будет дочернее предприятие РЖД – Федеральная Пассажирская Компания (ФПК). Организовывать связь собираются на базе сетей сотовых операторов и спутниковых терминалов VSAT. В процессе тестирования выяснено, что для стабильного широкополосного доступа к интернету потребуется дорогостоящее оборудование, объединяющее в единое целое спутниковый канал и сеть 3G. Для направлений с плотным покрытием сотовых операторов, возможно, получиться обойтись только силами сотовой связи, отмечают представители ФПК.

Приобрести доступ к данному сервису, после его внедрения, можно будет сразу при покупке билета или онлайн, выбрав один из предлагаемых тарифов. Внедрение новшества «обкатывается» уже несколько месяцев. Базой для эксперимента стал поезд №145/146 Москва-Назрань, следующие на очереди поезд №31/32 «Лев Толстой» (Москва-Хельсинки) и скоростной поезд «Стриж», который начнет курсировать между Москвой и Нижним Новгородом в конце этого года.

[icon type="fa" name="money" size="20" color="#3A87AD" align="left"]В процессе тестирования будет оценена и эффективность различных способов оплаты за новые услуги. Сейчас это или скретч-карты, с кодом доступа или чек с подобным кодом, распечатанный в купе проводника на специально установленном там принтере. Рассматривается возможность оплаты банковской картой и через СМС, отправленные на платные номера. Планируется, что интернет и портал будут корректно работать на всех мобильных устройствах от ноутбука до телефона, вне зависимости от браузера и операционной системы.

В настоящее время с экспериментального портала доступны только меню вагона ресторана и мультимедийный контент. На разработку остальных функций отведено несколько месяцев. Среди ожидаемых к запуску новинок «поездная соцсеть» благодаря которой долгая дорога покажется не такой утомительной.

Стоимость за пользование интернетом на настоящий момент составляет 100 рублей за час или 400 рублей за неограниченное пользование. Контент будет продаваться по ценам операторов, в среднем 100 рублей за фильм или 150 руб. за неограниченный доступ.

Срок внедрения проекта не озвучивается. По информации, полученной от представителей ФПК, основная проблема – неготовность вагонной инфраструктуры к новинке. Ещё один актуальный вопрос – кадры. Продавцами высокотехнологичной услуги предстоит стать проводникам, а требования к данному сервису несколько иные, чем при выдаче постельного белья.

[icon type="fa" name="thumbs-o-up" size="20" color="#3A87AD" align="left"]Прогнозы на актуальность и популярность услуги, с учетом предлагаемых тарифов, весьма скромные – не более 3-5 процентов пассажиров. Эта цифра будет зависеть от качества предоставляемого продукта, а также от свойств покрытия сети на конкретном направлении. Ведь при стабильном доступе к 3G/4G на маршруте, посредством мобильных операторов, пассажирам не потребуется прибегать к услугам РЖД для выхода в интернет.

В любом случае инициатива железнодорожного ведомства похвальна. Она даст пассажирам дополнительную возможность комфортные условия для работы и отдыха на протяжении поездки. Услуга доступа к интернету в наше время занимает одно из лидирующих положений по востребованности. Особенно актуально её внедрение в поездах дальнего следования, где пассажиры откровенно страдаю от безделья.

Большинство современных людей не расстаются со своими мобильными устройствами и в дороге и будут рады получить возможность для связи с родными и друзьями, доступа к контенту и просто к новостным и развлекательным ресурсам. Мнение РЖД о том, что пассажиры готовы к оплате подобного сервиса, оправдано.

Уже в настоящее время можно решить проблему доступа к сети для поездов, по маршруту которых обеспечено плотное покрытие сотовых операторов. Установка в вагоне мобильного роутера и нескольких LTE/3G модемов, обеспечит его пассажирам стабильный доступ к сети через Wi-Fi.

Не менее реален для воплощения в практику и вариант аренды спутникового канала для интернет-доступа. Этот способ дороже и обеспечивает более скромные возможности. Для его реализации потребуется также оборудовать поезда терминалами VSAT и «раздавать» полученный доступ через тот же Wi-Fi. Для малонаселенных регионов, с редкими зонами сотовых сетей этот способ является оправданным и даже передовым. С учетом расположения самых протяженных маршрутов именно в этих регионах, такое решение проблемы досуга пассажиров весьма рационально и будет пользоваться спросом.

Цена в 100 рублей за час, конечно, очень высока, но в условиях отсутствия конкурентов у РЖД, надеяться на лучшее не приходится. Возможно, с развитием технологий будет найдена возможность бесплатного предоставления интернета всем желающим. Но сейчас, даже ожидаемый платный доступ, среднего качества, кажется небесной манной для части пассажиров.