Библия и вопросы конфликтологии

Первым зарегистрированным в письменной форме конфликтом можно считать конфликт между Творцом и его Сыном. Правда, свидетелей этому не было, и судить о нем можно только по позднейшим толкованиям.

Как бы то ни было, Бог не захотел поставить рядом с собой никого, кто мог бы наследовать созданное мироздание. Двух богов быть не может – это посеет смуту и войны. И Бог делает Сына Своего богочеловеком. И предначертывает Ему краткую земную жизнь, а взамен – вечную и светлую память и поклонение. Так появляется конструктивное объединяющее начало, так показан путь выхода из пока будущего, но уже предвиденного и спрогнозированного конфликта. Если не вникать в смысл метафоры, поступок этот весьма практичен и вполне аргументирован.

Райская жизнь первомужчины и первоженщины тоже таит в себе конфликт. Некто третий вмешивается в их взаимоотношения и сеет семена обмана. Участники конфликта ведут себя пассивно. Результат известен.

В основе смертного конфликта детей их, Каина и Авеля, лежит ревность и зависть. Каин – зло – активен. Зло всегда активно.

Книга Книг полна конфликтных ситуаций. В ней содержится первое описание международного конфликта: между израильтянами и египтянами.

Так что конфликты сопровождают историю человечества. Обратим внимание не на сами конфликты – они общеизвестны и хрестоматийны, - а на способы их разрешения. Так, претерпев мучения и земную смерть, Сын Божий становится предметом приложения наилучших чувств и светлых стремлений… Греху Адама и Евы, совершенному в условиях конфликта, обязаны мы все… Египто-израильский конфликт, можно сказать, положил начало созданию государства Израиль…

Используя современную терминологию, будем говорить, что описанные конфликты конструктивны уже потому, что ведут к совершенствованию той системы, в которой происходят. Только конфликт «Каин-Авель» однозначно деструктивен, поскольку он сеет разрушение и смерть, то есть ведет в никуда.

Библия дала образцы человеческого поведения в конфликтных ситуациях. Алгоритм таков: если человек слышит голос только собственного «я» и глух ко всему иному, его действия не помогут ни избежать конфликта, ни конструктивно разрешить его. Более того, если человек, пусть даже и слышит голоса других «я», но не способен к ним прислушиваться, - он уже идет по дороге конфликта, хотя сам этого пока не осознает.

Прикладной вывод очевиден: для дела наиболее ценны те работники, которые смотрят вперед, понимают, что без конфликтов не обойтись, умеют анализировать ситуативные сложности и видят несколько путей разрешения только еще назревающего конфликта.