S&P оценила проблемы городов России

S&P оценила проблемы городов России
23 дек
2013

Рейтинговая компания Standard & Poor’s провела обзор общественных финансов муниципалитетов России. Компания выяснила, что фундаментальной проблемой нынешних муниципальных властей России остается дисбаланс между расходными полномочиями и количеством доходных источников.

Причины дисбаланса состоят в крайне низкой налоговой самостоятельности муниципалитетов, отсутствие финансирования расходных мандатов и необходимость поддерживать изношенную инфраструктуру. В 2003 году началась российская реформа местного самоуправления, которая определила нынешнюю структуру местной власти. В РФ появились муниципальные районы и городские округа. Были отделены расходные полномочия среди региональных и местных органов власти, приняты стабильные нормативы распределения налоговых доходов и построена система трансфертов. Реформа должна была завершиться в 2008 году, но она идет до сих пор. В некоторых регионах не утверждены точные границы муниципальных образований и не распределено имущество, которое находится в собственности муниципалитетов.

S&P отмечает, что действующая система имеет большой разрыв между расходными потребностями муниципалитетов и доходными источниками. Уровень бюджетной прозрачности властей на местах ниже, чем у крупных субъектов РФ и правительства. При этом обеспеченность муниципалитетных бюджетов остается низкой даже после выравнивания трансфертами. К достижениям реформы S&P относит более четкое разграничение предметов влияния и должностных полномочий, а также развитость нормативной базы финполитики региональных властей. Кроме того, эксперты S&P отмечают небольшой объем муниципального долга и надежность бюджетной отчетности.[/quote]

S&P считает, что разрыв между источниками доходов и расходов произошел из-за низкой финансовой автономии российских территорий. По данным Минфина, местные бюджеты смогли сбалансировать свои финансы за 2011 год только за счет трансфертов, объем которых равен доходу всего региона. Кроме того, неформальное воздействие губернаторов на затратные расходы регионов увеличивается. В ходе предвыборной компании 2012 года губернаторы часто требовали от местного руководства увеличения заработной платы служащим бюджетной сферы, но не выделяли при этом средств.