Мудрость в образовании

В образовании всегда, как в капле воды, отражены социальные проблемы и достижения общества. Чем более прагматична и социально несовершенна эта система, тем более вероятны в ней ошибки, субъективизм и ограниченность.

Примером отражения социального заказа, а точнее социальных проблем могут стать новые педагогические направления, названия учебных заведений, методы учебно-воспитательной работы. Так, в России получила распространение педагогика ненасилия. Закономерно возникает вопрос, существует ли педагогика насилия? Если существует педагогика ненасилия, то значит, может существовать педагогика насилия и может родиться такое направление в образовании, которое оправдает методы насильственного воздействия на ребенка.

[icon type="fa" name="hand-o-right" size="20" color="#3A87AD" align="left"]Еще один пример. Рождение института проблем детства лишь подтверждает, что образование в тупике, общество не в состоянии решить проблемы детства. Если бы оно могло их решать, то учреждение бы называлось институтом решения проблем детства, а проще институтом детства.

Нелепо звучит название мероприятия "Ярмарка знаний", которое придумали учителя одной из школ г. Екатеринбурга. Ярмарка – это торг, продажа чего-либо кому-либо. Видимо социальные условия привели отчаявшихся учителей к тому, что детей можно увлечь внеклассным мероприятием, где знания продаются и покупаются.

[icon type="fa" name="bars" size="20" color="#3A87AD" align="left"]Перечисленные примеры названий и терминов можно отнести к разряду ошибочных. Но, если верить З. Фрейду, то ошибка, оговорка наиболее точно отражает истинное состояние в данном случае общества, школы, системы образования. Более того, эти названия придумал конкретный человек, педагог, творческая личность, а он является носителем социального заказа.

Сколько мудрости, такта, глубины должно скрываться за каждой фразой, сказанной педагогом, за каждым документом, написанным чиновником от образования. Слово, лаконичная фраза отражают внутреннее состояние педагога-творца, и гуманизация общества зависит от образования, потому что каждый человек когда-то был учеником и проходил становление именно в школе.

От того, какие ценности становятся определяющими в системе образования, таким и будет общество. Мудрость в образовании должна стать фундаментом современной школы. Мудрое образование – это тот единственный путь, по которому можно идти смело к достижению гуманных целей в образовании.

621,1}