Ненужные клиенты: почему банк «Авангард» закрывает счета

В Волгограде банк «Авангард» без предупреждения в одностороннем порядке закрывает счета своих клиентов. Вопреки ГК РФ, статьи которого обязывают банковские учреждения уважать клиентов, даже тех, которое в течение двух лет держат «мертвые» счета, «Авангард» безапелляционно избавляется от ненужного балласта.

читайте также

По крайней мере таким образом сотрудники известного и достаточно крепкого банка поступили со своим клиентом в Волгограде. Предприниматель совершенно случайно накануне важной для него сделки узнал, что «Авангард» «отлучил» его от счета, объяснив произошедшее двухмесячной просрочкой оплаты за банковское обслуживание. Двухмесячный долг в сумме 1800 рублей стал поводом для серьезного конфликта, который, судя по всему, разгорается пока только в одностороннем порядке.

В 2014 году, взвесив все «за» и «против», предприниматель из Волгограда отправился в отделение банка «Авангард» в родном городе, чтобы открыть счет. На это ушло несколько дней, и в итоге между ним, а точнее — между юридическим лицом, которое он представлял и между «Авангардом» в лице заместителя председателя правления банка Ириной Казанцевой был заключен договор банковского счета. Он сохранился у предпринимателя и по сей день. В нем расписаны все пункты взаимоотношения сторон, но нет ни слова о том, что счет может быть закрыт в одностороннем порядке. В одностороннем порядке были заявлены лишь условия повышения тарифов - «Авангард» не обсуждает этот пункт с клиентами и о повышении цен на услуги обслуживания клиент мог узнавать разве что в операционных залах. Впрочем, это не столь важно в ситуации, в которой оказался бизнесмен. К слову, бизнес его процветающим назвать сложно. В 2014 году, после финансового кризиса в стране, услуги предпринимателя оказались практически не востребованными, заказов было мало, и суммы проходили через счет в «Авангарде» не ежемесячно, а в зависимости от поступивших и выполненных заказов. Случалось так, что заказов не было по полгода, и когда оплата за выполненную работу приходила на счет, банк снимал комиссию за обслуживание с учетом скопившихся долгов за истекший период. Ни у предпринимателя, ни у банка, судя по всему, претензий к такому порядку не возникало. В 2017 году «Авангард» в очередной раз повысил тарифы на обслуживание — за пользование счетом с каждого клиента взималось по 900 рублей. При этом не важно — ведет ли юридическое лицо деятельность или нет, оплата начислялась регулярно.

читайте также

Накануне важной сделки волгоградский предприниматель намеревался взять выписку со своего банковского счета. Но в «личном кабинете» его ждал сюрприз: банк сообщал, что около трех недель назад счет был закрыт. «Я обратился к операторам за объяснениями и мне рассказали, что я должен был банку 1800 рублей за 2 месяца обслуживания. Эту сумму у меня списали со счета и счет закрыли без предупреждения. Назад его вернуть нельзя — нужно открывать новый. С таким отношением к клиентам сталкивают впервые и крайне возмущен! С момента открытия компании я не менял ни юридического адреса, ни номера телефона. Сотрудники банка могли бы позвонить и предупредить о предстоящем закрытии счета. Или направить письменное уведомление...»

На самом деле сотрудники банка не только могли бы отправить уведомление, а как минимум были обязаны это сделать в соответствии с действующим российским законодательством. Ст. 859 Гражданского Кодекса РФ гласит: «...при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства».

Правозащитники советуют волгоградцу написать жалобу в ЦБ РФ. Это приведет к тому, что у «Авангарда» возникнут явные серьезные проблемы и ему придется проводить аудит и по другим самовольно закрытым счетам.

«Кредитная организация обязана за месяц до расторжения договора оповестить клиента, независимо от того юридическим или физическим лицом он является, -говорят адвокаты. - Действия банка могут быть аннулированы в суде, если клиент сможет доказать, что не был во время оповещен или не знал о существовании таких намерений». Волгоградец готовит иск в суд и советует обходить «Авангард» стороной.