Взаимосвязь прессы и общества

Взаимосвязь прессы и общества
03 окт
2014

Современные средства массовой информации в первую очередь являются объектами коммерции, где результативность бизнеса определяется популярностью и потребительским рейтингом. Это в полной мере касается телевидения, где все содержимое списка телепрограмм определяется зрительским рейтингом.

Поэтому весьма спорными выглядят обвинения в адрес телевизионных каналов, что телевидение несет ответственность за культурное разложение молодежи, транслируя бесконечные и слабые в художественном отношении сериалы, подает новости в формате скандалов и сплетен, снимает все новые совершенно бездуховные реалити-шоу. Между тем телевидение могло бы играть совершенно другую роль — просветительскую, культурную, воспитательную и так далее.

Телевидение не ставит перед собой задачу культурного разложения масс, оно только следует за спросом, который в данном случае и рождает предложение. Если бы спрос на культуру, просвещение и высокую художественность был бы достаточным, предложение со стороны организаторов телепрограмм отреагировало бы незамедлительно. Можно формировать предложение искусственно, не ориентируясь на массовый спрос, но это возможно только в случае прямого управления на государственном уровне, а у государства в этом вопросе есть существенные ограничения.

Любой телеканал уступит конкурентам свои позиции и потеряет рейтинг, если не будет удовлетворять потребности самых широких масс населения, среди которых высокие культурные и художественные запросы никогда не будут преобладать.

С другой стороны, у широких слоев населения всегда будет потребность в развлечении, легком досуге, всегда будет присутствовать желание просто отвлечься на время от насущных проблем. Именно такой спрос определяет предложение со стороны современных массмедиа, с чем они очень хорошо справляются, формируя современную поп-культуру.

На самом деле совсем немного людей имеют какие-то более сложные и тонкие художественные запросы и вкусы. Естественно, разница между такими культурными запросами и более простыми культурными потребностями широких масс очень велика. Поэтому вопрос ответственности современных массмедиа и СМИ за низкий уровень культуры всего современного общества является спорным, поскольку массмедиа делают свою работу, причем делают ее неплохо, удовлетворяя широкие и насущные потребности большинства.

Что касается государства, то оно, с одной стороны, ограничено в своих возможностях проводить ту или иную политику в вопросах культурного просвещения населения, с другой стороны, у государства имеются более насущные задачи. В строгом смысле нельзя обвинять и само общество в том, что оно само ответственно за свое низкое культурное состояние и невежество, поскольку оно тоже поставлено в рамки вопросов выживания и решения тех же насущных проблем и пока не готово в одночасье встать на путь поголовного культурного развития и просвещения.

Возможно, что в будущем все изменится, и в обществе возникнут иные запросы на высокую культуру и просвещение, поскольку прогресс на месте не стоит. Пока люди думают только о насущном, они мало обращают внимания на серость жизни и не задумываются о том, что достойны чего-то большего. Поэтому их душевное равновесие стабильно и не зависит от вопросов какой-то самореализации, самоопределения, поисков истины, красоты и прочих высоких материй. Но как только насущные проблемы начинают отходить на второй план, сразу возникает опасность нарушения этого душевного равновесия и спокойствия. Сразу остро встает вопрос о готовности человека к духовному росту и приобщению к более высоким культурным ценностям, поскольку тут же начинают обостряться различные комплексы неполноценности, неврозы и психологические расстройства, связанные со стремлением повысить собственную самооценку.

Как только вопросы выживания отходят на второй план, сразу возникает вопрос: «а что же дальше? ». А здесь возможно предположить 2 варианта. Либо изменение внутренней культурной и духовной парадигмы, либо движение по кругу под воздействием привычных моделей поведения и сознания, по-прежнему оставаясь за рамками культуры и приобретая комплексы и неврозы. Каждый индивидуум должен выбрать свой путь и ответственность за этот выбор будет лежать только на нем самом.

Низкий культурный уровень жизни всех и каждого в отдельности обусловлен самой природой нашего общества. Массмедиа не могут быть причиной такого положения вещей, равно как и государство, в котором мы живем. Они сами обусловлены той же самой природой. Напротив, роль семьи и воспитания в данном вопросе очень существенна. Культурный уровень родителей не может не повлиять на культурный уровень детей. Этот фактор может быть как благоприятным, так и отрицательным. Тем не менее, средний уровень культуры в первую очередь зависит от каждого члена общества, от его выбора и желания собственного культурного просвещения.