Религия в школе

На протяжении долгого времени ведутся споры о том, имеет ли место быть в современной школьной программе такой предмет, как религиоведение. Результат данного спора был положительным, вследствие этого в общеобразовательную программу был включен новый курс «Основы православной религии».

Он среди других предметов задержался на короткий срок. Немудрено, так как территорию страны населяют представители разной религиозной принадлежности. Вследствие введения данного предмета их религиозные чувства и интересы были ущемлены. Именно поэтому содержание курса подверглось большим корректировкам. Он был выключен из основной школьной программы и стал факультативным занятием, но уже под другим названием: «Основы мировых религий». Несмотря на компромиссность, этот курс и на сегодняшний день порождает новые споры и дискуссии.

Преподаватели были оснащены соответствующими пособиями по данному предмету, что помогло им правильно построить структуру урока и разработать основные цели и задачи курса. Первое пособие было выдано под редакцией академиков Российской академии наук Александра Чубарьяна и Григория Бонгард-Левина под названием «Религии мира: история, культура, вероучение». Второе пособие вышло, благодаря члену-корреспонденту того же института Андрею Сахарову «История религий».

[icon type="fa" name="check-square-o" size="20" color="#3A87AD" align="left"]Академический курс «Основы мировых религий», как и все другие предметы общеобразовательной программы, имеет обусловленные воспитательные цели и задачи. Рассмотрим базовое содержание и результаты достижения целей и задач данного курса.

Пособие первое «Религии мира» посвящено шести концессиям, а именно: христианству (включая православие, католичество, протестантизм), иудаизму, исламу, а также буддизму. Притом данный учебник включает информацию и о нераспространенных вероисповеданиях России, Ближнего Востока и Средней Азии, разных народов мира. Описание каждого верования составлено без каких-либо преимуществ, предпочтений. Содержание учебника представляет собой исторический материал, который преподается школьными учителями, но никак не духовным лицом.

Другое же пособие написано совершенно в ином направлении. Авторы учебника намекают на ведущую роль православной религии в процессе образования русской культуры. Несмотря на нецерковный язык учебника, он пронизан глубоким общерелигиозным чувством. Материал затрагивает все аспекты жизни общества, которые охвачены православием. Эта главная мысль проходит через все главы учебника, а особенно через первую и через главу, посвященную христианству как религии.

[icon type="fa" name="exclamation-circle" size="20" color="#3A87AD" align="left"]Что же касается воспитательных целей, то главным считается воспитание толерантного человека с высокими моральными и духовными качествами. Именно это приводит к росту нравственной культуры социума. Учебное пособие «Религии мира» данной цели не преследует, так как информационная манера изъяснения не способствует познанию себя.

А вот учебный курс «История религий» посвящен данной цели. Но в этом пособии все религии характеризуются с точки зрения христианства. Это не противоречит уставам воскресной школы при православном приходе, но в нецерковной школе подобное вряд ли допустимо, так как может привести к религиозным противостояниям и вражде. Именно поэтому главная роль отводится педагогу, который ведет этот предмет. Именно он может предотвратить противоречия и конфронтации во время преподавания этого курса. Учитель должен увлекаться и получать удовольствие от преподаваемого предмета, но одновременно он должен быть неверующим. Если же учитель верующий, то процесс обучения может стать дорогой к его храму.

Существует еще одно немаловажное обстоятельство – это цена такого мероприятия. В данной ситуации ценой могут оказаться души детей. Если же к религиоведению подходить с точки зрения науки, то при разборе материала можно уничтожить проявления веры. Может ли школа убить религиозные чувства с раннего детства, что в целом может отразиться на личности человека. С другой стороны, явное предпочтение той или иной религии может привести к экстремизму.

Отсюда следует, что результаты могут быть противоположными поставленным целям воспитания. В современной системе образования опыт затрагивания вопросов религии в курсах истории и литературы уже большой. Имеет ли право школа претендовать на что-то большее? Ведь вопросом религиозного воспитания ребенка должны заниматься родители. В случае если они воспитывают ребенка в веровании, то самым лучшим помощником для семьи может быть церковь. Если же государство считает, что оно обязано играть роль в религиозном воспитании ребенка, то целесообразным было бы оказание помощи воскресным школам.

676,1}